Урок русского языка 4 класс
Тема: : «Обобщение по теме «Глагол».
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Учебный практикум.
- Оргмомент.
Меня зовут Наталья Борисовна. Я проведу у вас урок русского языка.
Для начала давайте поздороваемся.
Метод «»Поздоровайся глазами».
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами и жестами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Спасибо, садитесь.
Ребята, сегодня мы с вами – одна команда. Я надеюсь, что мы будем работать дружно, активно, вы будете помогать мне, а я – вам.
Выяснение ожиданий и опасений.
Метод «Что у меня на сердце?»
- Давайте определим с вами, какое у вас настроение? Если у вас есть страхи, вы чего-то боитесь, покажите мне белую сторону сердечка, а если вы хорошо настроились на урок и у вас прекрасное настроение – поверните сердечко красной стороной. Спасибо, положите сердечки на край парты.
- В конце занятия мы вернёмся к ним в конце урока.
Слайд 1
Работать я предлагаю вам под таким девизом:
Запрещается лениться,
не болтать и не крутиться,
а трудится и учиться,
это в жизни пригодится.
Вопросы:
- чего нельзя делать на уроке?
- а что разрешается?
- А как нам пригодятся знания,
полученные на уроках русского языка?
2. Целеполагание.
Прием «Ключевое слово»
Какая часть речи встречается в девизе? Назовите.
- о чем пойдет речь на уроке? (о глаголе).
Слайд 2
Прочитайте тему урока: «Глагол. Правописание глаголов».
Чем мы будем заниматься на уроке?
Слайд 3
Цели:
Обобщить знания о глаголе.
Повторить правила написания глаголов.
Слайд 4
План работы над орфограммой:
Вспоминать…
Повторять…
Применять…
Проверять…
Оценивать…
- Обобщение.
- Сегодня на уроке мы будем работать в тетрадях, которые я назвала «Сборник упражнений». Фиксировать свои достижения будем в путевых листах. Работать будем индивидуально, в парах, группах. Я попрошу вас мне сигнализировать о готовности к работе, поднятием вверх рук, взявшись вместе.
Готовы?
Начинаем!
- Возьмите путевой лист. В правом углу есть лесенка. Подумайте, на сколько хорошо вы усвоили все правила по теме, поставьте красный крестик на соответствующей ступеньке.
- Отложили путевые листы.
- Открыли сборники упражнений, подписали число.
Слайд 5,6
Разминка:
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Попугай, меня, попугай!
Прочитайте стихотворение, назовите повторяющиеся слова. Какие это части речи? Подчеркните глаголы. Как распознать глагол?
- Блиц-опрос. (Задание №1)
- Глагол это:
а) часть речи;
б) член предложения.
2. Глагол обозначает:
а) признак предмета;
б) действие предмета.
3. Глагол отвечает на вопросы:
а) что? Кому? Откуда? Кто?
б) что делать? Что сделать?
4. Каким членом предложения является глагол?
а) подлежащим.
б) сказуемым.
5. Глаголы:
а) спрягаются.
б) склоняются.
Слайд 7
Проверяем: самопроверка по эталону.
Ответы: 1а, 2б, 3б, 4б, 5а.
Слайд 8
3. Глагол - самая живая часть речи.
(А.Югов)
- Как вы понимаете это высказывание?
4. Прием «Оживите текст».
…..весна. …… яркое солнце. ……ручейки. …… жучки и букашки. Под пеньком……ёжик.
Хочется погулять по лесу. (наступает, пригревает, журчат, просыпаются, шуршит).
- выделите окончания глаголов, почему они разные? (спряжение, число, лицо).
ФИЗМИНУТКА
«Четыре стихии»
- что называется спряжением глаголов, сколько спряжений у глагола?
- как определить спряжение глаголов?
5. Прием «Продолжи фразу» («Кластер» на доске).
Ко второму спряжению относятся
- все глаголы на (ить)
- кроме (брить, стелить)
- четыре глагола на (ать: слышать, дышать, держать, гнать)
-семь глаголов на (еть: видеть, обидеть, смотреть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть)
- к первому спряжению все остальные глаголы (плюс брить, стелить).
6. Задание №2.
Вернитесь к тексту и определите спряжение вставленных глаголов.
Проверяем (взаимопроверка)
Оцениваем (оцени товарища).
7. Для чего нужно уметь определять спряжение глаголы?
Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?
На доске появляется:
8. Задание №3. Работа в парах.
Прочитайте пословицы. Объясните смысл.
Вставьте окончания глаголов. Объясните.
Труд кормит одевает.
Чего себе не хочешь, того другому не делай.
Кто вперёд смотрит, тот далеко видит.
Слайд 10
Оцениваем работу в парах.
9. Вернитесь ко второй пословице.
Какие еще орфограммы? (не с глаголом, еш).
Давайте вспомним и повторим правило написания мягкого знака после шипящих на конце у глаголов во 2-м лице ед. числа.
Задание №4. Работа в парах.
Поставьте глаголы из первой и третьей пословицы во второе лицо,
ед. число и запишите.
Слайд 11
Оцениваем работу в парах.
- А когда ещё пишется мягкий знак после шипящих на конце у глаголов (таблица). Если будет время.
10. Отгадайте «загадку».
Злая как волчица, жжётся как горчица (крапива).
Слайд 12,13
Вопрос: в каких словах вы напишете –тся, где –ца и почему?
Вспоминаем!
Как называется глагол жжётся? (возвратный)
Повторяем!
В каких случаях пишется - тся, а в каких – ться?
Задание №5.
Игра. Работа в команде.
Распредели глаголы в два столбика (по рядам, выходят к доске, ставят стрелки)
|
|
|
1
|
|
- Обидеться
- Обижается
- Балуется
- Баловаться
- Сражается
- Сражаться
- Убирается
- Убираться
|
|
2
|
|
- Начинается
- Начинаться
- Формируется
- Формироваться
- Завязаться
- Завязывается
- Появляется
- Появляться
|
|
3
|
|
- Здоровается
- Здороваться
- Извиниться
- Извиняется
- Заниматься
- Занимается
|
|
Проверяем! Оцениваем!
11. Вспоминаем.
В каком времени спрягаются глаголы (настоящее и в будущем).
А какое ещё есть время у глагола (прошедшее).
Как распознать глагол прошедшего времени (по вопросу, или суффикс –л).
Какая гласная пишется перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени?
Задание №6. Работа в группах.
"Корректор"
Прочитайте текст. Определите тему текста. Найдите глаголы в прошедшем времени, подчеркните их, исправьте ошибки, если есть.
1.Первый человек в космосе. 12 апреля 1961 года впервые человек с планеты Земля – ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН – отправелся в космос. Полёт проходил на корабле «Восток – 1» и занил 108 минут.
2.Он земле нашей крылья расправел.
Самым первым был в звездном строю.
Он нам смелость оставел,
Он нам звезды оставел,
И улыбку оставел свою.
3. Терешкова Валентина Владимировна - первая женщина, которая 16 – 19 июня 1963 года на корабле «Восток – 6» поднилась в космос. Алексей Леонов – первый человек, который вышил в открытый космос.
4. Удивительное время! Начелось новое тысячелетие! Человек может гордиться собой. Он покорил океан, воздух, землю. Но, к сожалению много человек сделол промахов, ошибок по отношению к природе.
5. Никто и никогда не забудет этот страшный 1941 год, когда фашист напал на нашу страну. Все поколения: и стар, и млад вызволись на защиту своей Родины. Мужчины воевали, а женщины работоли на заводах, изготавливали оружие, трудились на полях, чтобы накормить наших солдат.
Вешают на доску листы, доказывают.
Проверяем.
Оцениваем работу группы.
12. Итог.
Посмотрите в оценочные листы. У кого все кружочки зеленые?
У кого есть желтые и красные кружочки?
Сделайте вывод.
13. Д/З: повторить те правила, где кружочки желтые, выучить – где красные. Стр. указаны в оценочных листах. Сделать работу над ошибками в сборнике упражнений.
У кого все правильно: выполнить творческое задание: написать рекламу о глаголе, используя как можно больше глаголов.
- Вернитесь к лесенке, подумайте, поднялись ли вы выше хоть на одну ступенечку? Отметьте зеленым крестиком.
14. Вернемся к сердечкам. Подтвердились ли ваши опасения? Если да, то покажите мне белую сторону сердечка, если вам было уютно и комфортно на уроке, то красную.
Спасибо за урок.
|