Суббота
27.04.2024
01:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Хомяковой Натальи Борисовны
Главная Регистрация Вход
Урок развития речи "Дыхание весны" »
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  

Урок развития речи.

Творческая мастерская «Дыхание весны» 4класс.

Ход урока.

 

  1. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок

Начинаем наш урок.

На меня все посмотрели,

Все друг другу улыбнулись

И на место тихо сели.

 

II.       Сообщение темы и цели урока.

 

     Ребята, к нам на урок пробираются какие-то звуки. Давайте их послушаем (звучит музыка Чайковского «Времена года»).

       Какие это звуки?(журчание воды, пение птиц)

       Какого времени года эти звуки? (весны)

       Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (1 слайд).

    Сегодня у нас урок развития речи, на котором вы будете готовиться к написанию домашнего сочинения на тему «Весна». Этот урок я назвала «Творческая мастерская «Дыхание весны»». А эпиграфом к уроку будут сроки из стихотворения А.С. Пушкина

 

«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…». А.С.Пушкин.

 

   Что называет поэт утром года? (весну).

   Почему? (ответы детей).

   Обобщение ответов детей:

   Весна- это пробуждение природы после долгого зимнего сна. Весной природа просыпается, оживает.

   Весну описывали поэты, художники, композиторы. Сегодня на нашем уроке мы понаблюдаем, как они создавали образ «весны» в своих произведениях. У каждого человека с этим  словом связаны свои ощущения.

    Что вы представили себе, услышав слово «весна»?

    Запишите свои размышления на листе под №1.

 

Весна

   Работа над темой урока.

    Проверка выполненной работы.

     А теперь составим кластер со словом «весна» на доске.

    Посмотрите, какое яркое солнышко у нас получилось. Оно весело посылает свои лучи, извещая о наступлении весны, и создает хорошее настроение, которое поможет написать вам творческую работу.    

    Вспомните, из каких частей состоит текст? (слайд№2)

                                         План.

                                 1.Вступление.

                                 2.Основная часть. 

                                 3.Заключение. 

 

    О чем можно сказать во вступлении?  

    Каким предложением вы начнете свое сочинение? 

    Возьмите лист №2. 

    Прочтите фразы, которые помогут начать писать сочинение. (слайд 3)

    Подчеркните фразу, понравившуюся вам больше всего.

 

1.Засияло весеннее солнышко….. 

2.Хлопочет на дворе весна…….    

3.Еще метут метели, но…….    

4.Начинается весенняя капель….

5.Я чувствую дыхание весны….

 

     Возьмите лист №3.     

 

существительное

глагол

прилагательное

 

 

 

 

 

 

Заполните таблицу.

    Какие имена существительные связаны по смыслу со словом весна? 

    Вам поможет кластер. Запишите их в первую колонку. 

    А теперь к этим словам подберите глаголы. Запишите их во вторую колонку. 

    Какие имена прилагательные расскажут о весне ярко и образно?

 Запишите их в таблице.  

Работа с текстами художественных произведений

   Молодцы, ребята! А теперь понаблюдаем, как поэты описывали весну в своих произведениях. У вас на партах лежит лист №4 с отрывками из  художественных произведений. Читая их, подчеркните слова и выражения, в которых говорится о приходе весны. (слайд 4,5,6).

Зимние дни миновали,

Ночи короткими стали. 

Солнышко с неба ясней 

Луч золотой разливает.   

                Сергей Есенин.

 

     О каких признаках весны говорит поэт? Подчеркните. 

   

        А рядом у проталинки,  

        В траве, среди корней,

Бежит, струится маленький

серебряный ручей.

      Сергей Есенин. 

А здесь, какие слова передают приход весны?

 

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

       А. Жуковский.

Какие фразы вы подчёркиваете в этом отрывке?

 

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

       Ф. Тютчев.

Какие признаки весны вы отметили?

 

Ночь зимой – как чёрный кот,

День – как серенькая мышь,

Но весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.

        П. Соловьёва.

Что говорит о весне поэт  в этом отрывке?

 

Весна всему свой голос дарит –

Воде, листве, земле – всему,

Глазам и сердцу моему,

Кострам в лесу

И птичьей паре.

А. Яшин.

 

 

Эти строки вы можете использовать при написании сочинения. А также вам помогут слова из таблицы.

 

Творческая работа.

(Работа в парах)

     А сейчас на некоторое время представьте себя в роли поэта. По данным рифмам вы должны сочинить небольшое стихотворение, вставляя вместо точек пропущенные слова. Вам поможет таблица и отрывки из авторских текстов (слайд №7).

 

… снег.

… ручей.

… грачей.

 

     Проверка выполненной работы.

     Давайте послушаем ваши стихи (ответы детей).

     Молодцы! У вас получились замечательные стихи.

 

Физминутка.

   Послушаем произведение Вивальди «Весна». Попробуйте представить себе картину, которую с помощью звуков создал композитор.

(звучит музыка).

   Что же вы представили? (ответы детей).

  А вот художники создавали образ весны с помощью кисти и красок. Я предлагаю вам встать и посетить нашу картинную галерею.

 (Дети рассматривают картины).

  Перед вами картина Левитана «Март». (Слайд №9).

  Какой день изобразил художник?

  Как цвет помогает художнику показать приближение весны?

  Вывод: хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: голубой цвет неба, жёлтый цвет лучей яркого солнца.

   Что общего между картиной Левитана и словами Пушкина из эпиграфа к нашему уроку?

(Слайд №10). А. Саврасов «Грачи прилетели».

  Как художник показал приход весны?

  Какие звуки можно представить, рассматривая эту картину?

  Вывод: работая над этой картиной, Саврасов хотел показать не только приход весны, но ещё любовь и верность этих птиц к своей родине.

 (Слайд №11). Какие чувства вызывает у вас эта картина? (ответы детей).

 

Обобщение.

     Мы узнали, как авторы, художники и композиторы изображали «весну» в своих произведениях.

Работа с текстом.

(Групповая работа).

   Вы будете работать с текстом, в котором пропущены слова. Вставить эти слова вам помогут вопросы, данные в скобках и слова для справок, написанные после текста. Возьмите лист №5.

 

… солнышко сосульку.   … она холодными  слезами.  ... капельки на солнце.   … красными,    синими,   жёлтыми  огоньками.   …  они ручейками. Воробьи … в солнечном   ручейке …    по-весеннему радостно.  Капля … мне на лицо. Я … сквозь нее и  … . Все кругом изменилось: …,   ...  ,  ...   яркими   огнями. Весь мир …  и  …    крохотная   капля.

По Э.Шиму.

   Слова для справок: замер, вспыхнули, согрело, заплакала, засветились, зажурчали, заголосили, искупались, упала, засияло, засверкало,  заискрилось, зажгла, осветила, посмотрел .

(Слайд №12).

   Проверка.

   Дети читают свои тексты.

   А теперь давайте сравним ваши работы с авторским текстом (слайд №13).

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками. Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно. Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь нее и замер. Все кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир зажгла и осветила крохотная капля.
                                                                           
      По Э.Шиму

 

     Учитель читает стихотворение И.Бунина (слайд №13).

     Апрельский день.

Весело в поле весною бродить!

Веcело в небе весеннем следить.

Как серебристою, нежной чредою

Тихо плывут облака над землёю!

Степь ли увижу – там радует взор

Синих полей безграничный простор;

В небо взгляну ли – там солнце сияет,

Нежным теплом мне лицо согревает,

Глубь небосвода светла и ясна…

Как хороша ты, родная весна!

                                                                  И. Бунин.

 

   Как автор выразил своё отношение к весне? (ответы детей).

   Такими словами можно закончить сочинение.

   А какими ещё фразами можно закончить ещё сочинение, используя строки этого стихотворения?

 

ИТОГ УРОКА.

   Молодцы ребята! Вы способны к творчеству. Я надеюсь, что вы дома сможете написать замечательные рассказы на тему «Весна». Вам поможет материал, который вы накопили за урок в ходе нашего исследования.

   А о чём мы сегодня говорили на уроке?  (о весне)

  Кто помог нам представить образ весны? (поэты, художники, композиторы)

  Ребята, при составлении рассказа попробуйте представить себя в образе весны. (Прием «Эмпатия») Передайте свои чувства и ощущения с помощью ярких образных выражений.

  Сейчас мы составим синквейн со словом «ВЕСНА». Найдите на парте лист №6 (слайд №14).

  Как составить синквейн.

  1. Имя существительное, выраженное, одним словом.
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола.
  4. Фраза из четырех слов, которая выражает ваше отношение к этому слову.
  5. Синоним к существительному.

  Прочитайте, что у вас получилось.

 

Рефлексия.

    На партах у детей лежат цветы из бумаги белого и желтого цвета. Если вам понравилось работать в творческой мастерской на уроке, вы почувствовали дыхание весны, возьмите в руки цветок желтого цвета. Кому было не совсем интересно и в его душе еще таится зимний холод  – возьмите белый. А теперь поместите эти цветы на нашу полянку. (Учащиеся крепят свои цветы на плакат).

    Учитель: Ребята, мне тоже понравилась ваша работа в творческой мастерской. Я возьму цветок желтого цвета. Спасибо за работу. Я желаю вам творческих успехов.

     Урок окончен.

 

Конспект 

Презентация

 

Картинки по запросу картинка кнопка карта сайта


Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Партнеры
  • Интернет-сообщество Pedsovet.su


  • Яндекс.Погода
    Новости образования