Четверг
25.04.2024
00:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Хомяковой Натальи Борисовны
Главная Регистрация Вход
Эссе "Я - учитель" »
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                                                                                                                                     

  Хомякова Наталья Борисовна,

учитель начальных классов

Я – учитель

    Верите ли вы в судьбу? Такой вопрос задали мне ученики на одном из классных часов несколько лет назад. Я не помню, что им ответила тогда, но сейчас, размышляя на эту тему, понимаю, что у меня нет однозначного ответа. С одной стороны, мне кажется, что мы сами пишем сценарий своей жизни. И что бы с нами ни происходило, хорошее или плохое, – всё зависит только от нас самих. С другой стороны, в жизни происходят такие события, после которых хочется сказать: «Это судьба».

   Чего больше в моей жизни – событий, написанных рукою свыше, или шагов, зависевших только от меня самой? Философский вопрос. Волею судьбы в 1971 году моя семья переехала в Ярцево. Через год я пошла в первый класс и, опять же волею судьбы, попала в 1Б. Моей первой учительницей стала Маслова Ольга Семёновна, скромная, спокойная, уравновешенная, очень добрая женщина, которую не сразу заметишь в толпе. Она оказалась загадочной, как бутон цветка: никогда не знаешь, каким он будет завтра. Когда Ольга Семёновна вела урок, то раскрывалась во всей красе; куда девались её застенчивость? Учителя-коллеги называли её актрисой. В далёкие 70-е, я не понимала почему? Мне казалось, что слово «актриса» обозначает что-то фальшивое, неестественное, но тогда почему оно было неотделимо от имени нашей любимой Ольги Семёновны? И только когда сама стала учителем, я поняла, что учитель-актёр, потому что каждый его урок – это маленький спектакль. И часто от актерского мастерства учителя зависят судьбы учеников.

   Волею судьбы после окончания школы я «провалила» географию при поступлении в Смоленскую сельскохозяйственную академию (попался трудный билет). И чтобы не терять время впустую, вернулась в школу, только теперь в качестве лаборанта. А через год, снова ведомая судьбою (за компанию со знакомой), поступила в Смоленский государственный педагогический институт на отделение педагогики и методики начального обучения.

  Через пять лет, после окончания института, пришла в Ярцевскую среднюю школу №2, где и работаю по сей день. Не знаю, надолго ли задержалась бы я в школе, если бы не встреча с Васенковой   Полиной Даниловной, замечательным человеком,  которая работала в то время в нашей школе заместителем директора по учебной части.  После посещения моего урока она не стала указывать на недостатки, которые, я думаю, были, а сказала только одну фразу: «Я думаю, из вас получится хороший учитель». Именно эти её слова вселили в меня уверенность. В моей жизни появилась единственная цель – быть хорошим учителем, а школа стала театром, в котором я вот уже почти 30 лет играю всё новые и новые роли, как бы подтверждая слова   писателя Джона Стейнбека, сказавшего: «Я убеждён, что великий учитель - это великий актёр. Преподавание – это даже большее искусство, так как цена ему – человеческий разум и человеческий дух».

   Я – учитель начальных классов. Ко мне приходят маленькие человечки, которые хотят знать всё и сразу, и моя задача  разжечь эти искорки так, чтобы они горели всё ярче и ярче.  Как это сделать? Как построить образовательный процесс так, чтобы он соответствовал требованиям ФГОС, был интересен детям и отвечал запросам родителей?

   «Учить и воспитывать – это как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мыслью. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке»,  – писал педагог Е. Ильин.  Следуя этой мысли, я и стараюсь работать.

   Я – учитель. И на этом месте я проживаю множество ролей. Учитель – транслятор знаний, передающий опыт предыдущих поколений. Учитель – актёр, так как каждый урок – это  маленький спектакль, не похожий один на другой и, увы, не всегда дающий положительный результат.  Учитель – доктор. Выявляю пробелы, провожу коррекцию, стараюсь следить за физическим и духовным здоровьем своих учеников. Учитель – строитель. Закладываю фундамент развития каждого ребёнка, навожу мосты между всеми участниками образовательных отношений.  Учитель-модератор, учитель-наставник, учитель-тьютор, учитель-мотиватор, друг, помощник и много других ролей, которые мне приходится играть сегодня, внедряя ФГОС. Главное, чтобы этот театр не стал театром одного актёра, чтобы каждый участник образовательных отношений играл свою роль качественно, а не отсиживался в зрительном зале.

  Мне  в работе помогают мои маленькие ученики. Обучая их, я учусь сама, учусь у них, учусь вместе с ними, так как формирование УУД обучающихся для меня – это как таблица умножения для них.

  Чему и как я хочу научить своих детей? Несомненно, любить и беречь окружающий мир, уважительно относиться к животным, ведь общение с природой делает нас чище, лучше, добрее. А может быть, научить мыслить, решать задачи разными способами и находить более рациональное решение, ведь «математика ум в порядок приводит». А может, любить поэзию, читать разные книги, потому что чтение улучшает память и мыслительные способности. Я хочу научить их общаться так, чтобы не возникали между ними конфликты, чтобы они владели языком коммуникации. Я хочу научить их любить свою Родину, свой край, свой народ, уважать и принимать ценности семьи и общества; хочу научить учиться, чтобы быть способными к организации собственной деятельности, готовыми отвечать за свои поступки, умеющими слушать и слышать собеседника, высказывать свою точку зрения. Я хочу научить их доброте. В мире так много зла… Люди стали озлобленнее, ругают всех: начальников, продавцов, дворников, учителей. А что если они правы?  За всей этой рутинной работой: программами, отчётами, инструкциями, положениями –  мы забываем, что главное действующее лицо в школе – это каждый конкретный обучающийся, с разными жизненными ситуациями, способностями, достоинствами и недостатками, с потухшими или сияющими глазами. Они подобны тем растениям на грядке, которые поливаешь, подкармливаешь одинаково, а растут и плодоносят все по-разному.

  Вот Костя – маленький, худенький мальчик из многодетной семьи, вечно голодный, пахнущий дымом, по локоть в саже (живёт в доме с печным отоплением). Но как он читает стихи, как играет в сценках – просто загляденье!  С каким желанием берется за любое дело, только бы подольше побыть в школе, а то дома мама заставит сидеть с малышами. А вот Дима – высокий, пухленький мальчик, всегда имеет карманные деньги, но при этом патологический бездельник, который пытается всё время в чём-то оправдаться. А это Ваня – активный, умный, но при этом слишком самоуверенный ребёнок. Кристина – застенчивая, тихая, скромная девочка, боится даже слово вымолвить. Зато у Жени рот не закрывается, всё время разговаривает. Оленька очень успешна в математике, но при этом безграмотно пишет диктанты. Катя с Варей опять переглядываются, наверное, снова задумали какую-нибудь глупость против одноклассников. Они все такие разные, но каждый из них по-своему хорош. К каждому я должна найти подход. Как это сделать?

    Моя задача – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. В детстве мне нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках в школе и совсем не хотелось читать учебники, решать задачи, запоминать длинные правила. Сегодня ничего не изменилось, и дети начальной школы точно так же хотят играть. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения и достижения образовательных результатов. По моему мнению, этому  способствуют активные формы и методы обучения, которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности. В их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.  Я стараюсь строить образовательный процесс как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивных слушателей мои ученики становятся самостоятельными, активными, мыслящими личностями. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Я уверена, что нужно больше давать детям самостоятельности, учить в деятельности. Эта жизненная мудрость подмечена ещё Николаем Рыленковым:

         Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

   Моя учительская дорога ведёт меня дальше. Что это? Судьба ведёт меня? Или я теперь управляю своей судьбой, написав сценарий своей жизни? Уверена, что именно я сама, своими усилиями, своей любовью к детям прокладываю себе путь,  ведь я не представляю свою жизнь без школы, без моих любимых учеников.  Я наслаждаюсь общением с ними, их энергия придаёт мне силы. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», – утверждал философ Иммануил Кант. Моя работа с детьми доставляет мне наслаждение. Надеюсь, что моё влияние на судьбы моих учеников будет благотворным.

 

Скачать

 

Картинки по запросу кнопка карта сайта


Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Партнеры
  • Интернет-сообщество Pedsovet.su


  • Яндекс.Погода
    Новости образования