Хомякова Наталья Борисовна,
учитель начальных классов
Обобщённый опыт Автор опыта: Хомякова Наталья Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «Ярцевская средняя школа №2 им.Героя Советского Союза Н.А. Данюшина». Тема педагогического опыта: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами активных методов обучения». Актуальность. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. На это направлен стандарт II поколения. Я работаю в массовой школе по УМК «Школа России». С 2012 года реализую обучение по новым стандартам. Одной из главных задач Программы развития школы, в которой я работаю, является воспитание гражданина России высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. По результатам анкетирования, на первое место родители моих учеников ставят такие качества детей как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, решительность, готовность к продолжению образования. Актуальность этой проблемы позволила выделить противоречия, требующие поиска решений. Это противоречия:
развития обучающихся, которые приходят в первый класс;
Выявила проблему: Как сформировать универсальные учебные действия, способствующие развитию каждого обучающегося? Как организовать образовательный процесс, который будет обеспечивать формирование УУД? Цель: формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Задачи:
Концептуальные основы моей работы:
Сущность педагогического опыта: формирование универсальных учебных действий обучающихся начальной школы обеспечивается за счёт отбора активных методов, форм и приёмов работы в урочной и внеурочной деятельности. Предполагаемые результаты: • сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих обучающимся самостоятельно организовать собственную деятельность по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач и проблем, готовность обучающихся к самосовершенствованию и саморазвитию; • повышение качества преподавания предметов; • повышение уровня собственного профессионализма.
Описание инновационной деятельности 1. Обновление содержания образования В работе по формированию УУД у обучающихся можно выделить следующие этапы: 1 этап: «Представление». Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действий (1, 2 класс); 2 этап: «Способ». Осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение) (3 класс); 3 этап: «Универсальное учебное действие». Применение способа действия в контексте учебной задачи (цели) (4 класс). Основу ФГОС составляет системно-деятельностный подход. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. 1.1 Формы занятий Создавая условия для формированияУУД я использую на уроках разные формы занятий: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, творческая мастерская, работа в парах и группах, урок-зачет, урок соревнование.
1.2. Активные методы обучения Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.Для каждого этапа урока используются свои активные методы и приемы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В таблице я прописала виды заданий и приемы педагогической техники как составляющие АМО.
1.3. Внеурочная деятельность Формирование УУД - это процесс непрерывный и продолжается во внеурочной деятельности. Мною разработаны рабочие программы кружков: «Пишу красиво и грамотно» (1-2 кл.), «Риторика» (1-2 кл.), «Юный исследователь» (3-4 кл.), «Изучаем ПДД» (1-4 кл.), «Изучаем родной край» (1-4 кл.), Театральный «Созвездие» (1-4 кл.).
2.Результативность В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам: Личностные УУД (смыслообразование, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами обучающихся) – по методике Г.Ю. Ксензовой «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса». Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника. Регулятивные УУД (планирование, контроль, логические действия анализа и синтеза, установление аналогий) – методика «Анаграммы», автор А.З. Зак. Цель: выявление уровня сформированности рефлексии на способ действия. Познавательные УУД (моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия)– методика «Нахождения схем к задачам», автор А.Н.Рябинкина. Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения. Коммуникативные УУД – методика «Левая и правая стороны», автор Ж. Пиаже, «Кто прав?» автор Г.А. Цукерман. Цель: выявление уровня сформированности действия, направленных на учет позиции собеседника Динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах. Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД. УУД у обучающихся сформированы преимущественно на высоком и среднем уровне. Следовательно, использование активных методов и приемов обучения способствует развитию универсальных учебных действий. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого обучающегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса. Сформированные УУД влияют на качество преподавания предметов. В качестве примера приведу результаты Всероссийских проверочных работ по русскому языку и математике, которые проводились в декабре 2015 года. В таблице видно, что результаты выполнения работ немного выше, чем в регионе. Мои ученики постоянно участвуют в творческих конкурсах разного уровня и являются призерами и победителями. 3. Сотрудничество В работе классного руководителя мне помогает сотрудничество с различными детскими учреждениями дополнительного образования: станция юных натуралистов, центр детского творчества, школа искусств, детская спортивная школа, городской краеведческий музей, детская районная библиотека, местное отделение ГБДД и другие организации. 4. Распространение педагогического опыта Открытые уроки; выступления на педагогических советах, семинарах: «Современный урок в свете ФГОС», «Мотивация учения – основное условие успешного обучения обучающихся в условиях перехода на ФГОС», Районный конкурс педагогических проектов - проект «Современный урок как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»; районный конкурс «Учитель года 2015» - победитель; участие в районном методическом дне. Скачать работу Презентация к работе |