Четверг
25.04.2024
03:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Хомяковой Натальи Борисовны
Главная Регистрация Вход
Конспект урока по русскому языку "Глагол" »
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок русского языка 4 класс

Тема: : «Обобщение по теме «Глагол».

Тип урока: урок обобщения  и систематизации.

Учебный практикум.

 

  1. Оргмомент. 

Меня зовут Наталья Борисовна. Я проведу у вас урок русского языка.

Для начала давайте поздороваемся.

Метод «»Поздоровайся глазами».

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами и жестами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Спасибо, садитесь.

Ребята, сегодня мы с вами – одна команда. Я надеюсь, что мы будем работать  дружно, активно, вы будете помогать мне, а я – вам.

 

Выяснение ожиданий и опасений.

Метод «Что у меня на сердце?»

  - Давайте определим с вами, какое у вас настроение? Если у вас есть страхи, вы  чего-то боитесь, покажите мне  белую сторону сердечка, а если вы хорошо настроились на урок и у вас прекрасное настроение – поверните сердечко красной стороной.  Спасибо, положите сердечки на край парты. 

В конце занятия мы вернёмся к ним  в конце  урока.

Слайд 1

Работать я предлагаю вам под таким девизом:

Запрещается лениться,

не болтать и не крутиться,

 а трудится и учиться,

 это в жизни пригодится.

 

Вопросы:  

- чего нельзя делать на уроке?

- а что разрешается?

- А как нам пригодятся знания,

 полученные на уроках русского языка?

2. Целеполагание.

Прием «Ключевое слово»

Какая часть речи встречается в девизе? Назовите.

- о чем пойдет речь на уроке?  (о глаголе).

Слайд 2

Прочитайте тему урока: «Глагол. Правописание глаголов».

 Чем мы будем заниматься на уроке?

Слайд 3

Цели:

Обобщить знания о глаголе.

Повторить правила написания  глаголов.

Слайд 4

План работы над орфограммой:

Вспоминать…

Повторять…

Применять…

Проверять…

Оценивать…

 

  1. Обобщение.

 - Сегодня на уроке мы будем работать в тетрадях, которые я назвала «Сборник упражнений».  Фиксировать свои достижения будем в путевых листах. Работать будем индивидуально, в парах, группах.  Я попрошу вас мне сигнализировать о готовности к работе, поднятием вверх рук, взявшись вместе.

Готовы?

Начинаем!

- Возьмите путевой лист. В правом углу есть лесенка. Подумайте, на сколько хорошо вы усвоили все правила по теме, поставьте  красный крестик на соответствующей ступеньке.

- Отложили путевые листы.

- Открыли сборники упражнений, подписали число.

Слайд 5,6

Разминка:

Говорит попугай попугаю:

- Я тебя, попугай, попугаю!

 Попугаю в ответ попугай:

- Попугай, меня, попугай!

 

Прочитайте стихотворение, назовите повторяющиеся слова. Какие это части речи? Подчеркните глаголы. Как распознать глагол?

 

  1. Блиц-опрос. (Задание №1)
  1. Глагол это:

а) часть речи;

б) член предложения.

     2. Глагол обозначает:

а) признак предмета;

б) действие предмета.

     3. Глагол отвечает на вопросы:

а) что? Кому? Откуда? Кто?

б) что делать? Что сделать?

     4. Каким членом предложения является глагол?

а) подлежащим.

б) сказуемым.

     5. Глаголы:

а) спрягаются.

б) склоняются.

Слайд 7

Проверяем: самопроверка по эталону.

Ответы: 1а, 2б, 3б, 4б, 5а.

Слайд 8

3. Глагол - самая живая часть речи.

                                                     (А.Югов)

- Как вы понимаете это высказывание?

4. Прием «Оживите текст».

…..весна.  …… яркое солнце.   ……ручейки.   …… жучки и букашки.   Под пеньком……ёжик.

Хочется погулять по лесу. (наступает, пригревает, журчат, просыпаются, шуршит).

- выделите окончания глаголов, почему они разные? (спряжение, число, лицо).

ФИЗМИНУТКА

«Четыре стихии»

- что называется спряжением глаголов, сколько спряжений у глагола?

- как определить спряжение глаголов?

 

5. Прием «Продолжи фразу» («Кластер» на доске).

Ко второму спряжению относятся

- все глаголы на (ить)

- кроме (брить, стелить)

- четыре глагола на (ать: слышать, дышать, держать, гнать)

-семь глаголов на (еть: видеть, обидеть, смотреть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть)

- к первому спряжению все остальные глаголы (плюс брить, стелить).

 

6. Задание №2.

Вернитесь к тексту и определите спряжение вставленных глаголов.

Проверяем (взаимопроверка)

Оцениваем (оцени товарища).

7. Для чего нужно уметь определять спряжение глаголы?

Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения?

На доске появляется:

1 спряжение                      

2 спряжение

  • ем
  • ешь
  • ете
  • ет
  • ут
  • ют

 

  • им
  • ишь
  • ите
  • ит
  • ат
  • ят

 

 

8. Задание №3. Работа в парах.

Прочитайте пословицы. Объясните смысл.

Вставьте окончания глаголов. Объясните.

Труд кормит одевает.

Чего себе не хочешь, того другому не делай.

Кто вперёд смотрит, тот далеко видит.

 

Слайд 10

Оцениваем работу в парах.

9. Вернитесь ко второй пословице.

 Какие еще орфограммы? (не с глаголом, еш).

Давайте вспомним  и повторим правило написания мягкого знака после шипящих на конце у глаголов во 2-м лице ед. числа.

Задание №4. Работа в парах.

 Поставьте глаголы из первой  и третьей пословицы во второе лицо,

 ед. число и запишите.

Слайд 11

Оцениваем работу в парах.

- А когда ещё пишется мягкий знак после шипящих на конце у глаголов (таблица). Если будет время.

10. Отгадайте «загадку».

Злая как волчица, жжётся как горчица (крапива).

Слайд 12,13

Вопрос: в каких словах вы напишете –тся, где –ца и  почему?

Вспоминаем!

Как называется  глагол  жжётся? (возвратный)

Повторяем!

В каких случаях пишется - тся, а в каких – ться?

Задание №5.

Игра. Работа в команде.

Распредели глаголы в два столбика (по рядам, выходят к доске, ставят стрелки)

  • ться

 

  • тся

1

 

  • Обидеться
  • Обижается
  • Балуется
  • Баловаться
  • Сражается
  • Сражаться
  • Убирается
  • Убираться

 

2

 

  • Начинается
  • Начинаться
  • Формируется
  • Формироваться
  • Завязаться
  • Завязывается
  • Появляется
  • Появляться

 

3

 

  • Здоровается
  • Здороваться
  • Извиниться
  • Извиняется
  • Заниматься
  • Занимается

 

Проверяем! Оцениваем!

11. Вспоминаем.

В каком времени спрягаются глаголы (настоящее и в будущем).

А какое ещё есть время у глагола (прошедшее).

Как распознать глагол прошедшего времени (по вопросу, или суффикс –л).

Какая гласная пишется перед суффиксом –л  в глаголах прошедшего времени?

Задание №6. Работа в группах.

"Корректор"

Прочитайте текст. Определите тему текста. Найдите глаголы в прошедшем времени, подчеркните их, исправьте ошибки, если есть.

1.Первый человек в космосе. 12 апреля 1961 года впервые человек с планеты Земля – ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН – отправелся  в космос. Полёт проходил на корабле «Восток – 1» и занил 108 минут.

2.Он земле нашей крылья расправел.

Самым первым был в звездном строю.

Он нам смелость оставел,

Он нам звезды оставел,

И улыбку оставел свою.

3. Терешкова Валентина Владимировна - первая женщина, которая 16 – 19 июня 1963 года на корабле «Восток – 6» поднилась в космос.  Алексей Леонов – первый человек, который вышил в открытый космос.

4. Удивительное время! Начелось новое тысячелетие! Человек может гордиться собой. Он покорил океан, воздух, землю. Но, к сожалению много человек сделол промахов, ошибок по отношению к природе.

5. Никто и никогда не забудет этот страшный 1941 год, когда фашист напал на нашу страну. Все поколения: и стар, и  млад вызволись на защиту своей Родины. Мужчины воевали, а женщины работоли  на заводах, изготавливали  оружие, трудились на полях, чтобы накормить наших солдат.

Вешают на доску листы, доказывают.

Проверяем.

Оцениваем работу группы.

12. Итог.

Посмотрите в оценочные листы. У кого все кружочки зеленые?

 У кого есть желтые и красные кружочки?

Сделайте вывод.

13. Д/З: повторить те правила, где кружочки желтые, выучить – где красные. Стр. указаны в оценочных листах. Сделать работу над ошибками в сборнике упражнений.

У кого все правильно: выполнить творческое задание: написать рекламу о глаголе, используя как можно больше глаголов.

- Вернитесь к лесенке, подумайте, поднялись ли вы выше хоть на одну ступенечку? Отметьте зеленым крестиком.

14.  Вернемся к сердечкам. Подтвердились ли ваши опасения? Если да, то покажите мне белую сторону сердечка, если вам было уютно и комфортно на уроке, то красную.

Спасибо за урок.

Конспект

 

Картинки по запросу картинка кнопка карта сайта


Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Партнеры
  • Интернет-сообщество Pedsovet.su


  • Яндекс.Погода
    Новости образования