Урок русского языка 4 класс Тема: : «Обобщение по теме «Глагол». Тип урока: урок обобщения и систематизации. Учебный практикум.
Меня зовут Наталья Борисовна. Я проведу у вас урок русского языка. Для начала давайте поздороваемся. Метод «»Поздоровайся глазами». Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами и жестами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Спасибо, садитесь. Ребята, сегодня мы с вами – одна команда. Я надеюсь, что мы будем работать дружно, активно, вы будете помогать мне, а я – вам.
Выяснение ожиданий и опасений. Метод «Что у меня на сердце?» - Давайте определим с вами, какое у вас настроение? Если у вас есть страхи, вы чего-то боитесь, покажите мне белую сторону сердечка, а если вы хорошо настроились на урок и у вас прекрасное настроение – поверните сердечко красной стороной. Спасибо, положите сердечки на край парты. - В конце занятия мы вернёмся к ним в конце урока. Слайд 1 Работать я предлагаю вам под таким девизом: Запрещается лениться, не болтать и не крутиться, а трудится и учиться, это в жизни пригодится.
Вопросы: - чего нельзя делать на уроке? - а что разрешается? - А как нам пригодятся знания, полученные на уроках русского языка? 2. Целеполагание. Прием «Ключевое слово» Какая часть речи встречается в девизе? Назовите. - о чем пойдет речь на уроке? (о глаголе). Слайд 2 Прочитайте тему урока: «Глагол. Правописание глаголов». Чем мы будем заниматься на уроке? Слайд 3 Цели: Обобщить знания о глаголе. Повторить правила написания глаголов. Слайд 4 План работы над орфограммой: Вспоминать… Повторять… Применять… Проверять… Оценивать…
- Сегодня на уроке мы будем работать в тетрадях, которые я назвала «Сборник упражнений». Фиксировать свои достижения будем в путевых листах. Работать будем индивидуально, в парах, группах. Я попрошу вас мне сигнализировать о готовности к работе, поднятием вверх рук, взявшись вместе. Готовы? Начинаем! - Возьмите путевой лист. В правом углу есть лесенка. Подумайте, на сколько хорошо вы усвоили все правила по теме, поставьте красный крестик на соответствующей ступеньке. - Отложили путевые листы. - Открыли сборники упражнений, подписали число. Слайд 5,6 Разминка: Говорит попугай попугаю: - Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай: - Попугай, меня, попугай!
Прочитайте стихотворение, назовите повторяющиеся слова. Какие это части речи? Подчеркните глаголы. Как распознать глагол?
а) часть речи; б) член предложения. 2. Глагол обозначает: а) признак предмета; б) действие предмета. 3. Глагол отвечает на вопросы: а) что? Кому? Откуда? Кто? б) что делать? Что сделать? 4. Каким членом предложения является глагол? а) подлежащим. б) сказуемым. 5. Глаголы: а) спрягаются. б) склоняются. Слайд 7 Проверяем: самопроверка по эталону. Ответы: 1а, 2б, 3б, 4б, 5а. Слайд 8 3. Глагол - самая живая часть речи. (А.Югов) - Как вы понимаете это высказывание? 4. Прием «Оживите текст». …..весна. …… яркое солнце. ……ручейки. …… жучки и букашки. Под пеньком……ёжик. Хочется погулять по лесу. (наступает, пригревает, журчат, просыпаются, шуршит). - выделите окончания глаголов, почему они разные? (спряжение, число, лицо). ФИЗМИНУТКА «Четыре стихии» - что называется спряжением глаголов, сколько спряжений у глагола? - как определить спряжение глаголов?
5. Прием «Продолжи фразу» («Кластер» на доске). Ко второму спряжению относятся - все глаголы на (ить) - кроме (брить, стелить) - четыре глагола на (ать: слышать, дышать, держать, гнать) -семь глаголов на (еть: видеть, обидеть, смотреть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть) - к первому спряжению все остальные глаголы (плюс брить, стелить).
6. Задание №2. Вернитесь к тексту и определите спряжение вставленных глаголов. Проверяем (взаимопроверка) Оцениваем (оцени товарища). 7. Для чего нужно уметь определять спряжение глаголы? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения? На доске появляется:
8. Задание №3. Работа в парах. Прочитайте пословицы. Объясните смысл. Вставьте окончания глаголов. Объясните. Труд кормит одевает. Чего себе не хочешь, того другому не делай. Кто вперёд смотрит, тот далеко видит.
Слайд 10 Оцениваем работу в парах. 9. Вернитесь ко второй пословице. Какие еще орфограммы? (не с глаголом, еш). Давайте вспомним и повторим правило написания мягкого знака после шипящих на конце у глаголов во 2-м лице ед. числа. Задание №4. Работа в парах. Поставьте глаголы из первой и третьей пословицы во второе лицо, ед. число и запишите. Слайд 11 Оцениваем работу в парах. - А когда ещё пишется мягкий знак после шипящих на конце у глаголов (таблица). Если будет время. 10. Отгадайте «загадку». Злая как волчица, жжётся как горчица (крапива). Слайд 12,13 Вопрос: в каких словах вы напишете –тся, где –ца и почему? Вспоминаем! Как называется глагол жжётся? (возвратный) Повторяем! В каких случаях пишется - тся, а в каких – ться? Задание №5. Игра. Работа в команде. Распредели глаголы в два столбика (по рядам, выходят к доске, ставят стрелки)
Проверяем! Оцениваем! 11. Вспоминаем. В каком времени спрягаются глаголы (настоящее и в будущем). А какое ещё есть время у глагола (прошедшее). Как распознать глагол прошедшего времени (по вопросу, или суффикс –л). Какая гласная пишется перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени? Задание №6. Работа в группах. "Корректор" Прочитайте текст. Определите тему текста. Найдите глаголы в прошедшем времени, подчеркните их, исправьте ошибки, если есть. 1.Первый человек в космосе. 12 апреля 1961 года впервые человек с планеты Земля – ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН – отправелся в космос. Полёт проходил на корабле «Восток – 1» и занил 108 минут. 2.Он земле нашей крылья расправел. Самым первым был в звездном строю. Он нам смелость оставел, Он нам звезды оставел, И улыбку оставел свою. 3. Терешкова Валентина Владимировна - первая женщина, которая 16 – 19 июня 1963 года на корабле «Восток – 6» поднилась в космос. Алексей Леонов – первый человек, который вышил в открытый космос. 4. Удивительное время! Начелось новое тысячелетие! Человек может гордиться собой. Он покорил океан, воздух, землю. Но, к сожалению много человек сделол промахов, ошибок по отношению к природе. 5. Никто и никогда не забудет этот страшный 1941 год, когда фашист напал на нашу страну. Все поколения: и стар, и млад вызволись на защиту своей Родины. Мужчины воевали, а женщины работоли на заводах, изготавливали оружие, трудились на полях, чтобы накормить наших солдат. Вешают на доску листы, доказывают. Проверяем. Оцениваем работу группы. 12. Итог. Посмотрите в оценочные листы. У кого все кружочки зеленые? У кого есть желтые и красные кружочки? Сделайте вывод. 13. Д/З: повторить те правила, где кружочки желтые, выучить – где красные. Стр. указаны в оценочных листах. Сделать работу над ошибками в сборнике упражнений. У кого все правильно: выполнить творческое задание: написать рекламу о глаголе, используя как можно больше глаголов. - Вернитесь к лесенке, подумайте, поднялись ли вы выше хоть на одну ступенечку? Отметьте зеленым крестиком. 14. Вернемся к сердечкам. Подтвердились ли ваши опасения? Если да, то покажите мне белую сторону сердечка, если вам было уютно и комфортно на уроке, то красную. Спасибо за урок. |
Конспект