Пятница
29.03.2024
14:04
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Хомяковой Натальи Борисовны
Главная Регистрация Вход
Терминологический словарь »
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Терминологический словарь


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто "из следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию... Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине….

КОМПЕТЕНТНОСТЬ: В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового” понятия, т.к.компетентность личности: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих,  компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).

Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. В структуре компетентности личности представлены: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; в сфере гражданско-общественной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; в сфере культурно-досуговой деятельности [2]. Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения  личностью определенного уровня компетентности, - навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД: Личностно-ориентированный подход в образовании охватывает различные течения гуманистического направления в философии, психологии и педагогике. В той или иной форме он постоянно проявляется в мировой педагогической практике. "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи", - писал еще И.Г.Песталоцци. Принимая тезис: "Человек образованный - тот, кто знает,  где найти то, чего он не знает". (Георг Зиммель), мы принимаем и то, что учитель лишь направляет действия ученика, помогает ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания.

"...Личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме ученик - учитель, чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник - ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира"

МЕТОД: Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности,  способ организации процесса познания.

ПРОБЛЕМА: Задача,  содержащая противоречие,  не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.

Проблемная  ситуация -  обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.

Проблемный вопрос – вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий тривиального однозначного ответа. Часто формулируется с помощью союза "или". В отличие от более узких, более конкретных вопросов по учебной теме проблемный вопрос постоянно возникает в рамках всей изучаемой дисциплины и даже нескольких смежных дисциплин. Ответ на проблемный вопрос всегда вызывает столкновении мнений и подходов и может быть дан только частично, в рамках некоторых условий и соглашений. Поиски ответа на проблемный вопрос активизируют самостоятельное творческое критическое мышление, дискуссию.

ОБЪЕКТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т. д.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым(совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.


 

Картинки по запросу картинка кнопка карта сайта


Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Партнеры
  • Интернет-сообщество Pedsovet.su


  • Яндекс.Погода
    Новости образования